МБУ ДО "Детская художественная школа № 3" г. Вельска, Архангельской области

Композиционный центр и ритмы в рисунке

Сегодня мы опять о композиции в рисунке, а точнее о композиционном центре и ритмах.

Композиция в рисунке — это гармоничное размещение предметов на листе

Ваш лист может быть любого размера, может быть квадратом, прямоугольником вытянутым  по ширине или длине, узким прямоугольником и т.д. Все зависит от того, что вы компонуете и какова ваша задача, что вы хотите сказать зрителю. Есть несколько условий, но самое важное — изображаемое должно гармонично смотреться в листе, отвечая вашим задачам.

Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть акцентировано. Взгляд человека в картине должен сначала попадать на композиционный центр. Это то место, где будет наибольший контраст. Затем человеческий взгляд должен «ползать» по картине, находя все большие детали, рассматривая подробности. Вы можете как акцентировать взгляд на первом плане, так же и пропустить этот первый план, заставляя зрителя взглянуть сначала на второй план. Представьте, что вы смотрите через окно на пейзаж вдали, но очертания вашей комнаты и окна все же входят в поле вашего зрения. Что кажется вам более четким? Ну или наоборот, вы акцентируете внимание на комнате и окне, а пейзаж за окном кажется вам менее четким. Какой бы план вы не решили сделать главным, главное решите этот вопрос, иначе все в картине будет мельтешить и путаться.

На первой работе отсутствует композиционный центр, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сравните и две следующие работы.

Пейзаж обладает композиционным центром — это мост, бытовая картина — тоже, это блудный сын в объятьях отца, а вот икона не обладает композиционным центром.

Помните, что Композиция состоит из элементов, из плоскости и тоновых пятен. Композиция должна иметь неравное количество черного и белого, ритм не должен быть монотонным. Вы можете в эскизе тоновым образом решить сколько черного, белого и серого у вас будет и где именно.

Композиция — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею

Вам необходимо решить какой эффект вы хотите произвести на зрителя. Возможно это иллюстрация с огромной черной тенью от человека, иллюстрирующая темную устрашающую ночь. Тогда нужно выбрать такой формат и нарисовать эту огромную тень так, что бы это производило устрашающее впечатление. Возможно это светлый портрет балерины, передающий легкость, показывающий ее движение в танце. Тут должна присутствовать динамика и, к примеру, черты лица не так важны. А возможно, это психологический портрет или вы заметили в человеке такие красивые глаза и грустный взгляд, что вы хотите передать именно его, и поза человека тут вам совсем не важна. Возможно, что Вам не захочется рисовать изображаемый предмет во весь размер, но закомпонуйте его так, что бы ваша идея была видна.

Раз уж мы заговорили о композиции, которая передает зрителю определенные чувства, то давайте рассмотрим виды этой композиции чуть подробнее.

Горизонтальная композиция передает тишину и спокойствие

Диагональная — динамику и движение

Круглая — любовь, единство, завершенность

Вертикальная – страх, господство

Квадратная — устойчивость, стабильность

В дополнение к линиям композиции важно рассмотреть тоновое или цветовое решение. Именно они  в сумме и создают искусство, которое будет доносить до зрителей ваши чувства и мысли.

Но о цветовом решении поговорим в другом мастер классе.

В следующем мастер классе мы рассмотрим с чего же начать компоновать, как правильно приступать к работе.

[mc4wp_form id="449"]