Сегодня мы поговорим о композиции в рисунке, а точнее с чего начать композиционное построение.
Композиция в рисунке — это гармоничное размещение предметов на листе.
При решении композиционных задач помните о пропорции, соразмерности, теме, тоне, объеме, пространстве, контрасте, ритме, динамике, статике, о главном и второстепенном, единстве и целостности, выразительности и гармонии.
Итак, с чего начать. Перед началом серьезной работы над рисунком, сделайте предварительно несколько эскизов, подыскивая правильный формат листа, проследите на эскизе за размерами и характером предметов, решите эскиз тонально. Найдите композиционный центр, то есть то место, куда будет в самом начале падать взгляд человека. Как правило это будет самое контрастное место в картине. Потом уж глаз будет блуждать по картине находя все новые и новые детали. Поймите, что именно вы хотите донести до зрителя, какой эмоциональной нагрузкой будет обладать ваша работа. Вспомните о самых распространенных ошибках при построении композиции. Почти все это мы уже рассмотрели в предыдущих мастер классах. Итак, вам нужно сделать несколько компоновок, а потом выбрать наилучшую.
Что-бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если вы рисуете, к примеру, высокий стройный кувшин, формат вашей бумаги будет вытянутым вверх. Если он толстый и низкий, то лучше будет взять горизонтально вытянутый формат. Но ежели свет установлен так, что этот горизонтальный предмет отбрасывает на стене огромную вытянутую по вертикали тень, то, возможно, лист уже не должен быть вытянутым по горизонтали.
Если вы компонуете несколько предметов, то старайтесь разглядывать их как общую массу и их всех по отношению друг к другу и к окружающему пространству. Так же смотрите на промежутки между ними. То есть компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Как правило, сначала намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Помните, что предметы, приобретя объем и вес, будут давить на картину. Не забывайте о нижнем поле. Не забывайте о краях листа и углах. Нижнее поле всегда внушительнее.
Итак, определившись с крайними точками, легким касанием карандаша намечаете общие очертания предметов с учетом пропорций.
Только после того, как все будет намечено, с тенями, начинайте уточнять, прорисовывая детали. Сравнивайте постоянно предметы друг с другом, визуально проводите вертикали и горизонтали, смотрите на пространства между предметами. Промежутки — это тоже важная деталь. Нужно научиться видеть и ими.
Далее следует выявление объема предметов. Прищурьтесь, решите что черное, что белое, сколько разных серых будет у вас. Пусть даже вы пишете цветом, но тон предметов вам рассмотреть все же необходимо. Для этого прищурьтесь. У вас должен получиться тоновой эскиз. Не забывайте, что вы работаете сейчас и над объемами предметов, лепите форму, обозначаете перспективу.
Далее, когда вы прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции, не надо забывать о целом и делать все детали слишком явными, и берущими на себя основное внимание. Этим вы можно создать дробность в рисунке. Помните про композиционный центр картины. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то-есть, внося какое-то изменение в рисунок, вы меняете не только именно эту линию, но и уже нарисованные линии начинают смотреться по другому.
Помните, что рисунок — это постоянное уточнение.
Справившись с несколькими эскизами, выберите лучший, и смело переносите его на основной лист, заведомо приведя его к нужному формату.
Так обычно выглядит ряд нарисованных вами эскизов.
Переносить рисунок на большой лист теперь для вас будет намного легче, так как многое при работе над эскизом вы уже решили и разглядели. Но не забывайте, что все равно вы постоянно уточняете. То есть вполне возможно вы сможете разглядеть что-то еще или свои ошибки!
Начните наносить рисунок на основной лист так же как и на эскиз. Сначала легкими движениями, от общего к деталям. Рисунок на этапе наброска должен выглядеть именно так. Все в общем, никаких деталей и жестких линий.
Уточняйте.
Вот и получился итоговый вариант.