Композиция в рисунке — это гармоничное размещение предметов на листе.
Ваш лист может быть любого размера, может быть квадратом, прямоугольником вытянутым по ширине или длине, узким прямоугольником и т.д. Все зависит от того, что вы компонуете и как. Есть несколько условий, но самое важное — изображаемое должно гармонично смотреться в листе, отвечая вашим задачам.
Давайте рассмотрим принципы хорошей композиции и сравним удачную и не удачную компоновки.
Первый принцип. Изображение должно «дышать».
Первый натюрморт дышит, второй — нет.
Важно, при рисовании натюрморта не ставьте предметы в самый низ листа, потому что предметы своей «тяжестью» будут давить и «сваливаться» вниз.
В первом натюрморте компоновка хорошая, во втором предметы «сваливаются» с листа и не дышат.
Но так же помните, что предметы не должны теряться в пространстве.
Не рисуйте все в центре, оставляя углы пустыми, только если это не обусловлено вашим осознанным решением. Такая композиция, как правило, будет выглядеть очень скучно.
В первом случае компоновка хорошая. Во втором натюрморте предметы теряются в пространстве.
Не оставляйте огромного пустого пространства. Помните, что вам нужно «решить» весь лист, белое в вашем листе станет какой-либо плоскостью, пространством.
На этом рисунке слишком много белого пустого пространства.
Располагая предметы в картине, обратите особенное внимание на края листа. Если вы уж «зарезаете» какой-либо предмет, то «зарезайте» его внушительно. Если вы вносите предмет целиком в лист, то вносите на внушительный шаг. Не оставляйте до края листа несколько миллиметров. Помните, кстати, что если вы оденете в последствии на вашу картину раму, то она скроет по несколько миллиметров листа с каждой стороны.
Здесь локоть отставлен от края на «внятное» расстояние, нога «вынесена за пределы листа», а не воткнута в край.
Не ведите линии строго в углы, лучше делайте внушительные «шаги» вверх или вниз, только если вся ваша композиция осознанно не построена на этом принципе.
Сравните последующие работы.
Посмотрите, на первой картинке дорожка не попадает в угол и дерево отставлено от края на «внятное» расстояние.
Сравните следующие работы.
На одной из следующих работ купол попадает в самый край, ему не хватает места. Здесь красивое небо, так что его может быть максимально много.
Посмотрите, на второй картине слишком много пустого пространства, а посох упирается в самый угол. Это не очень хорошо. Первый вариант компоновки куда удачнее.
Избегайте перекрещивания предметов, точнее их встрече в одной точке, а тем более их встрече в краю листа.
И не сажайте предметы на «голову» друг-другу.
Здесь угол стола попадает в край листа. Более того шаг от края стола справа на картине не очень внятен. Маленький кубик на первом плане хорошо бы совим уголком не попадал в грань сзади стоящего большого кубика.
Вот еще несколько примеров удачной и не удачной компоновки.
Помните, что вы художник, и ради картины, но только ради нее, а не потому что «вы иначе не сумели» или «так видите, а подумать не успели», вы можете чуть «поднаврать», передвинув что-либо.
В любом случае, правила на то и есть, чтобы их нарушали и каждый художник передает свое восприятие в творчестве, это ваше самовыражение, но зритель должен вам верить.
В следующих мастер классах мы рассмотрим с вами такие понятия как ритм, композиционный центр и как же правильно компоновать предметы на листе, с чего начать и чем закончить.